Electronic Payment System

* * * Хромолитография и цветная литография

В любом словаре можно найти определение хромолитографии как способа получения цветного изображения с нескольких литографических камней. Таким образом, хромолитография - это то же самое, что и цветная литография?

Это не совсем так. На практике эти два термина применяются в разных случаях.

Для того чтобы напечатать цветное изображение в литографии (как и в любом эстампе) необходимо создать ОТДЕЛЬНУЮ ПЕЧАТНУЮ ФОРМУ для КАЖДОГО цвета. Для этого необходимо РАЗЛОЖИТЬ изображение на цветовые компоненты.

В художественной литографии этим занимается литограф - сам или совместно с художником - и делают они это вручную, если можно так сказать, "на глаз". Собственно искусство создания цветной литографии и состоит в умении тонко и точно разложить картинку на цвета так, чтобы на оттиске все цвета сложились в задуманную художником композицию.

В промышленной литографии, с появлением фототехнологий печатники нашли способ автоматизировать процесс разложения картинки на три или на четыре цвета путем ее растрирования. Этот процесс получил название ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ ( он применяется до сих пор, но уже с помощью компьютера).

Собственно, оттиск, полученный путем цветоделения, и принято называть хромолитографией. То есть это - продукт промышленной печати, обычно относящийся к эпохе расцвета многотиражных литографических технологий конца XIX - начала ХХ веков.

Художественную литографическую композицию, в которой каждый цвет выделен и отрисован художником/литографом, называть хромолитографией не принято.

Жоан МИРО. Абстрактная композиция. Цветная литография. 1960-е гг.

Эстамп создан на основе графического произведения Миро мастерами престижного ателье Мэгт (существует в Париже по сей день). Отрисовка на камне и подбор каждого цвета для печати производились "вручную" литографом под контролем автора.
Из нашей коллекции "Интерьерный эстамп"

Жюль ШЕРЕ. Фоли-Бержер. Радуга.. Литографическая афиша. 1896.
(см. объект 28065)

Одним из первых перешло на литографирование "в три камня" знаменитое парижское ателье Жюля Шере. Его мастера раскладывали любой рисунок для афиши на три основных цвета и обходились при печати всего тремя печатными формами - литографическими камнями. Мастера делили изображение по цветам "на глаз" Сейчас подобный способ цветоделения (RGB или CMYK) выполняет любой графический редактор.
Из нашей коллекции "Рекламная афиша"

Телесные наказания в школе. Хромолитография.
(см. объект 58584)

Пример промышленно отпечатанной хромолитографии рубежа XIX-ХХ веков. Отпечатано в мастерских крупного издательства Крейцбауэра в г. Карлсруе. Германия
Эстамп на тему "образование - воспитание - школа"

Из всего сказанного следует, что из приведенных нами образцов хромолитографией можно назвать лишь третий. Первые два, хотя и печатались значительными тиражами (около 1000 экз.), все же исполнялись без применения фототехники, а исключительно  мастерством, талантом и точным глазом литографа.

(с) текст, иллюстрации: галерея ЛитКабинет, 2010

© галерея ЛитКабинет, 2009 - 2024