Electronic Payment System

* * * Интервью о проекте "Передвижной аукцион"

- Что такое проект «Передвижной Аукцион»?

- Мы считаем, что такого рода мероприятий, такой формы культурного досуга не хватает Москве, да и вообще России. Аукцион вполне может соперничать не только с выставкой, которой он собственно и является, но, например, со спектаклем. Поскольку аукционные торги — это очень увлекательное зрелище, особенно, когда это связанно с чем-то, что вас интересует, например, с живописью. Кроме того, это увлекательное коммерческое соревнование. У вас есть шанс очень дешево, либо, наоборот, довольно дорого приобрести то, что вам нравится.

- А что значит «аукцион направлен на демократизацию рынка»?

- Нет, скорее на демократизацию процесса. Дело в том, что в России под словом аукцион у большинства людей ассоциации с чем-то таким утонченно-изысканным, связанным с антиквариатом, с чем-то очень дорогим, с золочеными стульями. Максимум, что обычный человек знает об аукционе, отрывок из фильма «12 стульев». Хотя там показан типичный аукцион средней руки, к которому мы и стремимся. Аукцион в нашем понимании — это аукцион, которых полно в Европе, чуть ли не каждая галерея время о времени выставляет что-то на собственный аукцион, либо пользуется услугами аукционных агентств. Мы понимаем под аукционом очень демократичную форму продажи произведений искусства. То есть вы приходите без всякой регистрации, уже войдя в зал, вы имеете право участвовать в аукционе, поднимать руку и быть полноправным участником торгов. Если вам удалось выиграть что-то, вы обязаны это сразу оплатить, чтобы не задерживать дальнейший процесс, и через 5 минут выигранную вами вещь вынесут аккуратно упакованную. Вы возьмете ее и пойдете домой либо будете продолжать участие. Вот это мы понимаем под демократичным аукционом: это отсутствие регистрации и очень быстрая процедура торгов. Вы можете потратить на все это от входа до выхода не более 5-10 минут.

- А чем еще «Передвижной Аукцион» принципиально отличается от того, что есть в России?

- В России уже достаточно аукционов такого плана, о котором я говорил. И мы не стремимся чем-то сильно отличаться - мы просто хотим делать это так, как считаем нужным. А все, что касается конкуренции, то тут без всякого кокетства или фанфаронства, я бы сказал, что конкуренции мы не только не боимся, а считаем, что любая конкуренция сегодня на российском аукционном рынке будет только способствовать развитию этого процесса. Чем больше будет аукционов, тем больше людей будет на них приходить, я в этом уверен. Потому что аукцион - это действительно гораздо более интересная форма продаж, чем, например, галерейная форма продаж произведений искусства.

- Каков принцип отбора художников для «Передвижного аукциона»?

- Вы знаете, в нормальном процессе, даже на выставке обязательно существует куратор. Здесь в каком-то смысле кураторами являемся мы, устроители этого аукциона - наш арт-директор, директор. Тем не менее, в отличие от выставки, которая, как правило, складывается по каким-то рациональным законам, на аукционе, скорее, имеет место быть интуитивный подход. Как правило, подбирая лоты аукциона, имея дело с разными художниками, с одной стороны, пытаешься выстроить какую-то единую линию, но выстроить практически невозможно, потому что все художники очень разные и однородных произведений ты никогда не соберешь. А с другой стороны - всякий раз принимаешь интуитивное решение, ставя себя на место человека, который будет это покупать или откажется это делать. Все это я хотел сказать к тому, что настоящим куратором в результате является  аукционная публика, среди которой находится кто-то, кто поднимет руку, либо они проигнорируют эту вещь.

- Кто устанавливает ценовую политику в вашем аукционном процессе?

- Ценовую политику устанавливает владелец произведения и, если этот владелец - художник, он, как правило, говорит как он считает, сколько его работа должна стоить. Мы с нашей стороны практически всегда уговариваем художника пойти немного вниз, не для того, чтобы демпинговать, не для того, чтобы снизить собственную самооценку, а лишь для того, чтобы назначить достаточно низкую стартовую цену, чтобы была возможность, с одной стороны, человеку приобрести это несколько дешевле, чем это стоит в галереях, а с другой, чтобы было какое-то место для динамики в ходе торгов. Начинать надо низко, чтобы начался торг.

- Но вот есть мнение, что в России кризис с арт-рынком, а вы что думаете начинать такой проект в такое сложное время?

- Кризис, конечно. Если бы сейчас был не кризис, то все было бы гораздо проще. А поскольку сейчас кризис,  все намного труднее. У нас, действительно, покупают мало искусства, а из-за кризиса покупают еще меньше. Мы считаем, что надо начинать, даже если кризис. Здорово начинать, конечно, на подъеме, но некоторые начинают на спаде и тоже не проигрывают.

- Ваша потенциальная публика это кто, как вы ее себе представляете?

-  Хороший вопрос. Мне бы хотелось сказать, что это такие записные коллекционеры, ценители искусства, утонченные, изощренные, искушенные люди, но на самом деле мы хотели бы видеть среди нашей публики людей, я применю кавычки «простых». То есть люди, которым искусство интересно, более того, которые хотели бы при случае купить что-то доступное их бюджету, но при этом они не слишком искушены, они доверяют вкусам других людей, они  прежде, чем самим сделать ставку, смотрят, что сколько стоит, смотрят, что покупают, что вызывает ажиотаж, а что не вызывает никакого интереса. И таким образом формируется не только рынок, но и общий уровень этого вкуса. Это в продолжении к разговору о том, что аукцион — это еще и очень важная часть культурного процесса. И именно поэтому аукционов искусства должно быть много, никто от этого не пострадает. 


(©) Галерея ЛитКабинет

© галерея ЛитКабинет, 2009 - 2017